Поп-звезда
Поглядеть на Кураева я мечтал давно. Главного медийного пропагандиста Русской православной церкви обещали привезти к нам чуть ли не год назад.
Про парадоксальность Кураева ходят легенды, он PRщик христианства. Диакон Кураев человек занимательный, не уважать его невозможно. Обширная волосатость и гаррипоттеровские очки - ключ его обаяния. Его умеренная ортодоксальность и дюжая либеральность никаких поводов для претензий не дает даже самым закоренелым атеистам. Впрочем, и сам диакон прошел путь от кафедры научного атеизма до семинарии. "Но это подробно описано в моих книгах" - пропиарил архиерей свои труды в конце лекции. Это была даже, в некотором смысле, встреча с писателем.
Первая лекция в Актовом зале краевой библиотеки им. Ленина проходила если не при аншлаге, то при половинной заполненности точно. Тема лекции была актуальна донельзя - введение в школьную программу предмета "Основы православной культуры". "ОПК нужно вводить осторожно, как культурологическую дисциплину ", - считает отец Андрей. Но такой умный и прогрессивный он один. Легион реакционных, старомодных, недалеких провинциальных учительниц подведут идею ОПК под монастырь. Христианское добро придет на помощь домостроевской дисциплине и суевериях - это испортит любой хороший проект.
Религия вообще такая сложная штука - тараканы в голове индивидуальны. И это процесс трансцендентный и очень личный. ОПК только в очередной раз дискредитирует и упростит христианство…
Закончив часовую лекцию, на которой диакон выказал желание написать учебник по ОПК вместе с детским писателем Григорием Остером, которую он бы назвал "Ужасный Закон Божий" - на мотив "Вредных советов", святой отец начал отвечать на вопросы паствы. Вопросы были как с мест, так и по запискам. Один юноша, например, спросил отца Андрея про недавний скандал в Сыктывкаре, где местная епархия высказала протест против постановки циркового шоу по мотивам пушкинской сказки "О Попе и его работнике Балде". Кураев отшутился - он вообще много шутил и достойного нес имидж такого "своего в доску парня", не чураясь переходить с церковнославянских терминов на улично-просторечные, чтобы быть ближе к народу. Сначала отшутился, затем с помощью пары хитрых силлогизмов перевернул весь пушкинский замысел произведения с ног на голову. Мол, все не так поняли это произведение. Ага. И "Пушкин писал совсем о другом"
Ваш покорный слуга воспользовался вторым, записочным путем.
Моя записка, (которая, я боялся, не пройдет ценз и не будет озвучена) несла в себе следующее содержание:
"Господин Кураев!
Мой вопрос носит культурологический характер. С Пушкиным мы, похоже, разобрались. А вот как быть с Львом Н. Толстым, который до сих пор находится под анафемой? Полезно ли его чтение детству и юношеству? Как вы оцениваете педагогическую концепцию Толстого?
И второй вопрос: кто более опасный искуситель умов: Лев Толстой или же Дэн Браун?
Спасибо."
Сначала Кураев по традиции отшутился. Мол, говорит, как это с Пушкиным разобрались? Как с ним вообще можно разобраться? - придирается к словам.
А что касаемо Толстого позднего периода, - сказал диакон - то тут мы знаем его больше как ворчливого старикашку, который был против семьи, религии, государства и литературы, нигилистом, в общем.
Хотя насчет нигилиста он зря. Скорее уж тогда анархист.
Далее, едва коснулся он Дэна Брауна, особо последнего не ругая, святой отец полез в такие дебри, так растекся мыслью по древу, что слушать стало скучно.
Так же было и с ответом на вопрос об инквизиции и Джордано Бруно. Будучи необычайно подкованным человеком, невероятно эрудированным, Кураев в подробностях начал доказывать теории средневековой астрономии, а первое же возражение о его неточности, Кураев оборвал в зачатке.
Тут я обратил внимание на сидевшего в зале неподалеку от меня другого церковника в рясе, пришедшего поучиться красноречию и опыту. Крутой смартфон Nocia в его руках блистал не хуже золотого креста на шее. Этот церковный сановник очень часто по нему разговаривал, кстати.
А у меня тем временем созрел и второй вопрос: нам хоть и доказали, что уроки ОПК не так страшны, как их рисуют либерасты, и вообще все всё как обычно неверно поняли, но вот начала циркулировать информация и о том, что православие таким макаром скоро доберется и до детских садов, поскольку в Свердловской области были сделаны первые шаги.
Однако я отправил вопрос, меня интересовавший куда больше: стоит ли нам ждать от Андрея Кураева нового православно-культорологического исследования творчества певицы Мадонны, против которой он так яростно протестовал.
Но тут Кураев всех поблагодарил, попрощался и выслушал не очень активные аплодисменты. Я тоже, кстати, поаплодировал.
Так мой второй вопрос и не дошел.
Выйдя из здания Краевой библиотеки сразу же следом pа Святым Отцом со смартфоном, я проявил интерес: а на чем же сегодня передвигаются служители христианства? Уж явно не на осле, подобно Иисусу, который на ушастом парнокопытном въехал в золотые врата Иерусалима. Шурша черным одеянием, священник двигался по библиотечной стоянке. Навстречу ему шла пара не то нищих, не то бомжей. Что меня ни капли не удивило, он не подал им ни копейки, а сел в новенькую Toyota Caldina, и, прогрев двигатель, куда-то уехал.
Евгений Сафронов, г.Красноярск
![:beer:](./images/smilies/beer.gif)